Есть Учитель - будет Школа

Главная >> О нас >> О нас пишут >> Есть Учитель - будет Школа

"Реформы падают, как кирпич на голову, только тем, кто не ищет сам"

Модель 1: коллекция личностей

Гимназию №1567 можно считать ветераном профилизации: первый профильный класс возник здесь еще в 1968 году, когда это, скажем так, еще не очень рекомендовалось. Сегодня в гимназии четыре профиля: математический, биолого-химический, физический и гуманитарный. Ни одного общеобразовательного класса нет.

Директор гимназии Татьяна Николаевна Ромашина рассказывает: "У нас нет начальной школы, ребята поступают к нам в 5-й класс, но есть договор с прогимназией, и отличники из прогимназии принимаются к нам без экзаменов, а остальные должны выдержать определенные испытания: написать диктант по русскому языку, письменную работу по математике, пройти собеседование по английскому.

Индивидуальный гимназический план предполагает, что с 5-го класса ребята учат два языка - английский и немецкий или французский по выбору. Есть масса курсов по выбору, и каждый ребенок должен выбрать хотя бы один.

Необязательно, что это углубленное изучение какого-либо традиционного предмета. Это может быть, например, в 11-м классе курс, посвященный творчеству Шекспира, латинский язык, история философии, психология, политология, введение в языкознание, основы экономики, социологии, информационные технологии. В десятом классе это может быть еще и история театрального искусства или физические методы исследования в химии, биологии и астрономии. В 9-м жанры русского искусства, риторика, есть интереснейший курс истории кино. То есть это широкое гуманитарное образование. В гимназии четыре театра - потому что есть четыре учителя, которые руководят этими театральными студиями. Театр Льва Иосифовича Соболева (это лучший в мире учитель литературы!) в этом году ставил древнегреческую трагедию "Ипполит". Поставить трагедию ведь далеко не каждый профессиональный театр решится. Другим театром руководит учитель литературы Эдуард Львович Безносов. Этот театр совсем другой, они ставили в этом году "Убить дракона" Шварца. Учитель литературы Роза Дмитриевна Щербакова - она больше 40 лет работает в нашей школе - руководит третьим театром. С Розой Дмитриевной 19 октября ребята ездили в Пушкинские горы, и там им в современном Пушкину интерьере разрешили читать стихи, сидеть в этих креслах… А потом они поставили там пушкинский спектакль. Бывает, дети даже меняют профиль своих интересов: Роза Дмитриевна ведет математический класс - и из этого класса кто-то поступает в театральное училище… А четвертая студия - это театр на английском языке, который ведет учитель английского языка Ольга Маратовна Свенцицкая.

Так вот, профильное обучение начинается с 8-го класса. Но уже в 7-м классе ребенок должен выбрать класс, куда он будет поступать, и в апреле его ждет испытание. В сентябре мы проводим собрание родителей семиклассников, на котором каждый учитель формируемого профильного класса рассказывает о задачах, которые он ставит, о работах и о трудностях, которые будут, и о перспективе - куда поступают дети, окончившие этот профильный класс. Например, из математического класса - на мехмат или ВМиК МГУ, иногда в Бауманский. Из физического класса - в Физтех, в МИФИ, на физфак МГУ. И с этого дня для семиклассников начинают работать факультативы этих профилей (разумеется, бесплатные). Всю первую четверть мы разрешаем детям мигрировать между этими факультативами. Составляем расписание так, чтобы они могли побывать у разных учителей. Одновременно психолог тестирует ребенка. У нас очень хороший психолог, наша выпускница - Надежда Евгеньевна Давыдова.

Бывает, в сентябре у кого-то сидит 40 человек на факультативе - терпим. Пусть адаптируются, поймут, что им подходит. Все равно каждый год возникает ситуация, когда к каким-то учителям записывается больше детей, чем они в состоянии принять. Пытаемся тем, кто не прошел к такому учителю по конкурсу, найти место в нашей школе в другом классе или порекомендовать другую школу, где есть подобные классы.

Но дело в том, что часто дети выбирают не предмет, а учителя.

Если пожелания родителей и ребенка расходятся, конечно, побеждает родитель… У нас буквально на днях рассматривался такой случай. Ребенок ходил на факультатив в физический класс. Ему это интересно. Но родители заставили поступить в математический. И там он плохо сдал экзамен. Вот я маме говорю - ну что ж, виноваты…"

В любой ли школе возможно создать сегодня профильные старшие классы (ну, самые "проблемные" не в счет)?

"Я, может быть, скажу крамольную вещь - отвечает Татьяна Николаевна, - но я считаю, что профильный класс можно сделать только под учителя. Нет учителя - нет класса. Должен быть очень крепкий учитель - и в профессиональном, и в личном смысле.

В 1968 г. в нашей школе работала блестящий директор - Роня Михайловна Бескина. Она сама говорила, что у нее такое хобби: коллекционировать хороших учителей. И Роня Михайловна была генератором идеи профильных классов, и открывали эти профили, конечно, под конкретного человека - начинали с одного класса. Затем эту идею продолжил Евгений Семенович Топалер, тоже великий директор, один из зачинателей гимназического образования в Москве".

Учитель выбирает свой "профиль". Дети выбирают учителя. Эта школа вообще учит ребенка многому, но прежде всего учит делать выбор и уважать выбор другого.

Вузы тоже делают свой выбор. "У нас есть традиция, - рассказывает Татьяна Николаевна. - 25 мая, на празднике последнего звонка, я обычно говорю: 11-классники, встаньте те, кто уже поступил в вузы! И встают иногда половина, а иногда и чуть больше. Победители олимпиад…"

Кстати, не лишит ли предлагаемый единый госэкзамен вузы возможности осознанного выбора? "Это трудный вопрос, - считает Татьяна Николаевна. - Я 9 лет была деканом химического факультета МПГУ и думаю, что ни один престижный факультет никогда не согласится засчитывать результаты чужого экзамена - только тот, где маленький конкурс и выбирать студентов не приходится".

Естественный вопрос - о стоимости обучения в такой школе.

"Мы не устраиваем никаких платных курсов, - говорит Татьяна Николаевна, - у нас бесплатный даже интернет. В этом году родители оплатили, а в первый раз - управа. Выживаем за счет спонсоров. Вот видите, мы сейчас заменяем двери - их один из родителей купил нам из прибыли своей фирмы. Другой родитель купил пентиумы в класс. У нас есть благотворительный фонд, его учредили наши бывшие выпускники, - это самостоятельное юридическое лицо с отдельным счетом и бухгалтером".

Это почти идеальная модель гимназии - единственная проблема для тех, кто захочет ее повторить, - где же взять столько "звездных" учителей и детей. Правда, возможно, чтобы жить так, и не обязательно быть "суперзвездой" - достаточно быть личностью.