О курсе "Основы естественнонаучных исследований"

Главная >> Кафедры >> НМР >> Естествознание >> О курсе "Основы естественнонаучных исследований"

Преподавание естествознания в пятых-шестых классах гимназии 1567 с 1994 года ведется по интегрированному курсу "Основы естественнонаучных исследований-5" (естествознание + информатика + технология), разработанному Еленой Ильиничной Африной

Е-5 – вводный курс, знакомящий школьников с основами естественнонаучной методологии, практической работой естествоиспытателей. Основным предметным материалом в курсе служит изучение процессов роста растений, а также влияния на эти процессы изменений внешних условий. Е-5 представляет собой интегрированный учебный предмет, в рамках которого школьники:

  знакомятся с естественнонаучной методологией;

  осваивают методы наблюдения и описания явлений живой и неживой природы;

  изучают элементы физики, химии, биологии и экологии;

  осваивают технику выполнения измерений и использование индикаторов;

  учатся изготавливать простейшее оборудование для проведения наблюдений и исследований (домашняя лаборатория);

  развивают навыки чтения, письма, счета;

  знакомятся с графиками, как общепринятой знаковой системой для обработки и анализа результатов наблюдений и измерений;

  осваивают и совершенствуют навыки использования компьютеров и компьютерной коммуникации;

  знакомятся со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе (это позволяет им понять, что деятельность естествоиспытателя по своей природе является совместной и всегда выполняется коллективно);

  развивают коммуникативные навыки, осваивают техники продуктивной совместной работы в «группе сотрудничества»;

  знакомятся с окружающей их природой, с природой и культурой жителей других районов страны (сопоставляя «чужое» с местной окружающей средой и культурой).

Программа курса предусматривает естественнонаучную подготовку учащихся, компьютерную подготовку и знакомство с техникой работы в группе сотрудничества.

Естественнонаучная подготовка включает:

Компьютерная подготовка включает:

Знакомство с техникой работы в группе сотрудничества предусматривает:

Традиционный учебный предмет поддерживается учебником. Отличие курса в том, что учебника в традиционном виде у учащихся нет. Основной материал, который они получают в начале учебного года - "Лабораторный журнал". Это - тетрадь на печатной основе, которая помогает учителю организовать работу школьников на протяжении учебного года. Основное фактическое содержание учащиеся получают в виде текстов для чтения (компьютерной учебной базы данных), учебных видеофрагментов, которые учитель показывает на уроках или в виде советов и рекомендаций учителя в ходе выполнения лабораторных работ. Учебные видеофрагменты и хранимые в сети тексты для чтения содержат существенный по объему фактический материал. Учащиеся получают к нему доступ в ходе уроков, а также во время самостоятельных занятий в кабинете информатики.

В курсе естественно используются различные информационные технологии. Одна из них - видеозапись уроков, ученических конференций, выставки приборов и работ учащихся. Видеозапись используется для учащихся как материал для самонаблюдения, демонстрации своих успехов родителям и знакомым. Учитель использует видеозаписи как материал рефлексии педагогической работы, для обмена опытом с коллегами, работающими по этому курсу в других классах и школах.

Основной упор в методике преподавания делается на лабораторные работы, без излишнего углубления в теорию физических, химических и биологических явлений и процессов. Теоретические понятия сводятся к минимуму, доступному для понимания большинства учеников.

Зато много внимания уделяется изучению устройства простейших измерительных приборов, правилам пользования ими, закреплению навыков работы. Более глубокому усвоению способствует самостоятельное проектирование и конструирование учащимися простых приборов. Эта серьезная для школьников работа требует использования различных инструментов. К концу курса у каждого ученика собирается комплект приборов (домашняя лаборатория), позволяющих выполнять все домашние работы. Кроме того, лабораторные работы на каждом уроке поддерживают в ребятах искренний устойчивый интерес к предмету.

Существенную часть работы учащихся по курсу является выполнение домашних заданий. Домашние задания представляют собой систему, где помимо традиционных задач (закрепление материала, отработка навыков и т.п.) учащиеся приобретают личный опыт наблюдения, сбора и обработки материала, описания результатов своей работы и ее анализа. Задания подобраны таким образом, что являются звеном, связывающим на каждом занятии изучение нового и закрепление пройденного материала. Домашние задания предполагают проведение простых опытов или наблюдений, а также работу различной литературой. Что результаты, полученные учащимися при выполнении домашних, работ служат основным фактическим материалом, с которым работает учитель на уроке при постановке новых проблем. Почти каждое занятие начинается с анализа выполнения домашней работы, суммирования полученных школьниками данных и постановкой на этой основе новой исследовательской задачи. На каждом занятии учитель обсуждает и формулирует с учащимися новое домашнее задание, которое должно быть выполнено к следующему уроку.

С содержательной точки зрения, программу курса можно разделить на три блока:

  1. Техника наблюдений и обработка полученных результатов
  2. Эксперимент, обработка результатов
  3. Представление о циклических процессах в природе.