О курсе астрономии в 7 классе

Главная >> Кафедры >> НМР >> Астрономия >> О курсе

Пояснительная записка

Многие пропедевтические курсы природоведения (естествознания) для пятых-шестых классов основной школы освещают вопросы строения Вселенной, Солнечной системы ("Естествознание 5 класс." Под редакцией Суровегиной Т.И. 6 класс, "Природа и человек 5 класс, Природа 5 класс." Пакулова В.М., Иванова Н.В., "Физика, химия." Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.), а также касаются истории развития научной астрономической мысли (Природоведение 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И.)

В нашей гимназии естествознание преподается по авторскому курсу Африной Е.И. "Основы естественнонаучных исследований" . Курс замечательный во всех отношениях, но астрономические вопросы остались за его пределами, но в нашей гимназии в 2001 году появилась возможность выделить в седьмых классах астрономию как самостоятельную естественнонаучную дисциплину, на изучение которой отводится один час в неделю.

Несомненно, основной задачей курса является формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Преподавание астрономии в седьмых классах имеет качественное преимущество по сравнению с пятыми классами. Если в пятом классе уроки астрономии - это чтение рассказов на астрономические темы с демонстрацией картинок, то в седьмых классах уже можно преподавать астрономию как науку (пусть даже и ограниченно)

Например, семиклассники уже познакомились в курсе географии-6 с географическими координатами, и работали с картами земной поверхности, следовательно, они готовы к обучению и работе со звездной картой. Знание из геометрии углов и умение их измерять позволяет учащимся понять принцип действия угломерных астрономических приборов и т.п.

Курс построен по принципу от древних знаний - к современной научной картине мира, то есть учитель с учениками проводит подробное исследование изменения представлений человечества об устройстве мира в историко-культурном процессе, параллельно достигая учебно-практических целей.

Так, например, при знакомстве с древними мегалитическими сооружениями можно изучить видимое движение Солнца и Луны, а, повторяя античные мифы, связанными с ночным небом, запомнить созвездия и крупные звезды, приобрести навыки ориентирования по звездам.

Общий замысел курса отражен в Программе по астрономии для 7 класса.

Программа по астрономии для 7 класса

(35 часов; 1 час в неделю)

Раздел 1.  Введение в астрономию (1 ч)

Древнейшая наука. Астрономия как часть общечеловеческой культуры. Астрономия как наука о природе. Наблюдения. Измерения. Связь астрономии с другими науками.

Раздел 2.  Основы практической астрономии (17 ч)

Видимое движение небесных тел (6 ч)

Каменный век. Наблюдения за Солнцем, Луной, звездами. Точки горизонта, связанные с Солнцем. Равноденствия. Солнцестояния. Зенит. Надир. Горизонт. Полюс мира. Небесный экватор. Эклиптика.

Движения и фазы Луны. Приливы. Затмения. Солнечное – полное, частное, кольцеобразное. Лунное - полное и частное (полутеневое).

Суточный путь Солнца. Кульминация. Зенит. Определение зенитного расстояния. Сумерки.

Годичный путь Солнца. Эклиптика. Звездный год. Равноденствия. Неравномерность движения по эклиптике. Разная длительность времен года.

Солнцепоклонничество. Жреческие обсерватории каменного века – мегалитические сооружения. Стоунхендж. Ньюгрендж. Биг Хорн. И т.п.

Время, его измерение. Календарь (4 ч)

Что такое время. Календарь. Звездные и солнечные сутки. Солнечные часы. Местное время.

Египет. Разливы Нила. Сириус. Древнеегипетская картина мира. Мифы. Календарь. Гномон (практ.)

Месопотамия. Астрология. Зиккураты. Зодиак. Мифы. Древние астрономические тексты. Водяные часы.

Календарь ацтеков.

Созвездия. Ориентирование по звездам. Звездная карта. (7 ч)

Греция.Традиционная мифология. Мифы о созвездиях.

Созвездия. Звездная величина.

Звездные карты. Системы обозначения звезд.

Ориентирование по звездам. Навигационные звезды.

Раздел 3.  Основы небесной механики (9 ч)

Развитие астрономической мысли от геоцентризма к гелиоцентризму (6 ч)

Конференция «Развитие астрономической мысли. Античность»:

Анаксимандр, «Сферы». Анаксагор, вращающаяся Вселенная. Демокрит, множественность миров. Пифагор. Парменид, Земля – шар! Филолай, подвижность Земли. Платон, гармония сфер. Евдокс, теория планетных движений. Аристотель. Архимед. Эратосфен, измерение Земли, скафис. Аристарх – Коперник античности. Гиппарх. Птолемей – создатель теории неба.

Астрономия Среднего и Ближнего Востока. Омар Хайям. Улугбек. Аль-Бируни. Астрометрические инструменты. Астролябия (практ.)

Возрождение. Региомонтан. Коперник. Гелиоцентрическая система мира. Галилей. Первый телескоп. Джордано Бруно. Тихо Браге. Ураниборг.

Законы движения небесных тел (3 ч)

Кеплер - законодатель неба.

Ньютон, путь к современной картине мира.

Кант, космогония и космология.

Раздел 4.  Солнечная система (7 ч)

Строение Солнечной  системы (3 ч)

Системы мира Птолемея и Коперника. Современное представление о строении Солнечной системы. Тела Солнечной системы. Планеты и их спутники. Кометы. Астероиды

Планеты и их спутники (3ч)

Характеристики планет. Сходства и различия. Спутники планет.

Редкие и необычные явления на небе (1 ч)

Миражи. Радуга. Гало. Венцы. Полярное сияние. Метеоры. Покрытие звезд Луной.

Раздел 5.  Современные представления о строении Вселенной (1 ч)

Галактики. Газопылевые туманности. Звездообразование. Пространственно-временные размеры Вселенной.