Факультатив по литературе

Главная >> Кафедры >> Спецкурсы >> Факультатив по литературе

Программа факультативного курса для учащихся 7-х классов «Введение в филологию»

Автор — Л.И.Соболев, учитель русского языка и литературы, гимназия 1567

В гимназии 1567 много лет существует практика ведения факультативных занятий для семиклассников, выбирающих характер (специфику) восьмого класса — то есть углубленное изучение одного из предметов школьного курса (математики или физики, например). Одна из задач таких факультативов — более детальное (а иногда, как в химических классах — первое) знакомство уч-ся с теми предметами (или предметом), которые они будут особенно пристально изучать в течение ближайших четырех лет. Таким образом, первая задача программы такого факультатива — дать представление о специфике предмета, в данном случае — литературоведения. (Разумеется, начальные литературоведческие представления ученики уже получили на уроках в 1-6 классах и продолжают получать в 7-м; учитывать это обстоятельство необходимо в дальнейшей работе с ними).

Второй аспект программы — терминологический. Особенности нашей науки таковы, что литературоведческая терминология не имеет, в отличие от терминов точных наук, единой системы — нужно выяснить значение важнейших понятий, прилагая их к анализу конкретных произведений. С этим связан и третий аспект программы — навыки литературоведческого разбора — и стихов, и прозы.

Наконец, еще один — последний и самый, может быть, важный момент подготовки семиклассников — навыки литературоведческого изложения. Нет секрета в том, что по большей части т.н. сочинения — это более или менее грамотные изложения вычитанных или услышанных соображений. Разумеется, развитие творческих способностей школьников было и остается важнейшей задачей уроков литературы — но на факультативных занятиях важнее всего научить семиклассников связно, толково, логично излагать тот или иной литературоведческий текст или его фрагмент. Поэтому почти каждое занятие (программа рассчитана на два часа в неделю) включает литературоведческое изложение с последующим разбором его и работой над ошибками (в дальнейшем не указываю в самой программе этого пункта).

Название темыБиблиографический источникСроки
1. Системы стихосложения: силлабическая, тоническая и силлабо-тоническая.
Основные стихотворные размеры —двусложные (ямб и хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий и анапест).
Семантика стихотворного размера.
Рифма, ее разновидности. Строфика.
В.Е. Холшевников. Основы стиховедения. Л.,1972.
Н.А. Богомолов. Стихотворная речь. М.,1988.
сентябрь — октябрь
2.Ритм и метр. Анализ поэтического текста. Б.В. Томашевский. Стилистика и стиховедение. М., 1959.
М.Л. Гаспаров. Очерк истории русского стиха. М., 1984
ноябрь — декабрь
3.Стилистика художественного текста.
Тропы. Метафора. Метонимия. Гипербола. Литота. Эпитет.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Б.В. Томашевский. Стилистика (любое издание).
январь — март
4.Лексика художественного текста.
Архаизмы. Неологизмы. «Высокая» и «низкая» лексика.
Н.М. Шанский. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990 апрель — май
5.Анализ поэтического текста с навыками и понятиями, приобретенными на занятиях. май