ОТЧЕТ по программе GLOUB


                    гимназия 1567 г. Москвы

    Работу по программе GLOUB мы  начали  с  третьей четверти, то
есть с января 1996 года.
    Какие  сведения  собирали: проводились  измерения температуры
воздуха,  наблюдения  за облаками  и  растениями,  за  снежным  и
почвенным  покровом,  определение  объема и загрязнения  осадков,
некоторые фенологические наблюдения.
    Мы провели  и  некоторые  исследования,  выходящие  за  рамки
программы   GLOUB:   определяли   влажность  воздуха  с   помощью
психрометра,  степень  его задымленности  по  тесту  Рингельмана,
содержание пыли в  воздухе,  как в  помещениях,  так и на  улице,
используя для этого простейшую методику  -  сбор  пыли на клейкую
ленту или на натянутую на  окно  марлю;  изучалось  бактериальное
загрязнение  воздуха;  составлялась карта  части  нашего  города,
характеризующая совокупность всех представленных данных. И, кроме
этого, мы  знакомили  учащихся  с  такими способами представления
результатов наблюдений, как таблицы, диаграммы и графики.
    Наблюдения вели  учащиеся  5-ых  классов,  с  ними  работали:
Местечкина Вадима Михайловна - преподаватель естествознания, зам.
директора гимназии  по  научно-методической работе и Африна Елена
Ильинична  -   преподаватель   физики,  зав.  кафедрой  физики  и
информатики,    координатор    телекоммуникационных     проектов.
Наблюдения  по  ПРОГРАММЕ  велись  как  в  рамках  работы  кружка
"Естествоиспытатель",  так  и в  ходе  учебного  интегрированного
курса естествознания для 5-х классов.
    В  апреле   1996   года   группа   наших   гимназистов:   три
пятиклассника     и     два    семиклассника     (члены    кружка
"Естествоиспытатель")       выступала       на      Всероссийской
научно-практической  конференции   "Поиск-96"  с  сообщением   об
использовании телекоммуникаций для  изучения некоторых процессов,
связанных с ростом растений; ей  было  присуждено  первое место и
она была награждена грамотой за активное творческое участие.
    Теперь  о  наших  проблемах.  Главная  из  них - сложности  в
передаче информации: школа получила недавно (временно бесплатный)
доступ в  INTERNET, но плохое качество телефонной  связи  заметно
затрудняет наш  выход  в  сеть, "дозваниваться" приходится иногда
часами, связь  неустойчива  и  т.д.
    Вторая проблема носит чисто методический характер:  учащиеся,
по-нашему мнению,  должны  в  достаточной  мере представлять себе
природу   наблюдаемых   явлений   и  иметь  определенные   навыки
исследовательской  работы.  Эту  проблему мы пытались  разрешить,
введя основную работу по  программе  GLOUB в рамки учебного курса
естествознания  для  учащихся  пятых классов, поскольку  основная
идея преподаваемого  у  нас  курса естествознания - моделирование
работы ученого - экспериментатора, легко согласовывалась с идеями
ПРОГРАММЫ и вполне позволяла это  сделать.  В  основе курса лежит
изучение  жизни  растений и  среды  их  обитания,  изучающий  эти
вопросы  исследователь  широко  использует  не  только  компьютер
(отчеты о своих наблюдениях на  нем  пишет,  рисунки для описания
своих   экспериментов   готовит),  но   и   телекоммуникации   (с
"коллегами" по e-mail связывается, результатами наблюдений с ними
обменивается, в школьной сети  сетевой  энциклопедией пользуется,
обобщает  данные  и  пр.).  Это   позволило   нам   найти   новый
методический  подход   к   выполнению  наблюдений  и  перейти  от
внеурочной работы  к  систематической "урочной" работе. Нашлись в
Рязани, Барнауле  и в Красноярске энтузиасты  в школах, и  вот мы
уже три года ведем совместную  работу,  идеи  которой совпадают с
задачами программы GLOUB.
    Решить  некоторые  из  наших   проблем  можно  было  за  счет
увеличения  числа  рабочих  мест  в  компьютерном  классе  -  это
позволило   бы   вовлечь  в  круг  такого  рода  исследований   и
старшеклассников. В  школе  ведется  работа  по созданию школьной
локальной  сети,  соединяющей  кабинеты  информатики  и   физики,
оснащенные компьютерами  разных  типов  (БК, Корветы, Яамахи, IBM
286),  но  мощность  школьного  сервера  мала,   канала  связи  к
INTERNET-провайдеру  пока  нет,  выделенной  линии,  естественно,
тоже;  нужно  и  льготное финансирование. Нормальная  организация
работы  школьной  сети дала бы возможность школьникам и  учителям
подключаться к  школьному  серверу  прямо  из  дома (компьютеры и
модемы  сейчас  есть  у  достаточно  большой   части  учителей  и
учащихся),  а  это позволило бы значительно расширить качество  и
круг возможных наблюдений и исследований. Интересные  возможности
для этого представляет и компьютерная система СКАН, разработанная
в  МГУ,   и   позволяющая   получать   информацию  о  спутниковых
наблюдениях прямо  на  школьные  компьютеры.  Наша гимназия имеет
достаточно большой опыт проведения телекоммуникационных проектов,
в  том  числе  и   экологического   характера,  и  могла  бы  его
использовать более результативно.

 Африна Е.И. зав. кафедрой физики и информатики
гимназии N 1567 г.Москвы, канд. физ.-мат. наук,
координатор телекоммуникационных проектов