Авторы

Визгина Полина  Беседа Дмитрий  Разбаш Роман  Абросимов Алексей  Фельтгейм Василий,Соловьева  Марина, Купраш Анна

Купраш Анна, Визгина Полина, Соловьева Марина, Фельтгейм Василий , Беседа Дмитрий, Абросимов Алексей, Разбаш Роман , Гаджаев Шамиль (компьютерная презентация) – ученики 8-х классов гимназии №1567 ЗАО г Москвы

Научный руководитель:

Сапронова Татьяна Федеоровна

учитель русского языка и литературы гимназии №1567, к.ф.н. Сапронова Татьяна Федоровна

Фотографии – Соловьева Марина, Купраш Анна, Разбаш Роман , Сапронова Т.Ф.

Работа была представлена на Городской научно-практическая конференции «Мир. Россия. Москва», где получила первую премию.

Полный текст работы.

Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных :

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Так говорил об именах когда-то древнегреческий поэт Гомер, подчеркивая значимость имени для любого человека. А что знаем мы о своих собственных именах? Между тем, имена окружают нас, уводят в прошлое, рассказывая не только о том, откуда пришли они, но и о святых мучениках за веру Христову, о языческих и православных праздниках, о славных страницах отечественной истории, запечатленной в геральдике России. Прислушайтесь, и они отзовутся в мелодичном напеве московских колоколов, в названиях улиц, по которым мы ходим каждый день.Именам, пришедшим на русскую землю много веков назад, и посвящена наша работа.

Русские «иностранцы».

Немногие из нас задумываются над тем, что обозначают современные имена, откуда они пришли. Между тем, многие из них, как ни странно, оказываются иностранного происхождения, имеют довольно интересное значение и связаны с библейскими персонажами. Судите сами.

Святой Андрей Первозванный В основе имени Андрей лежит греческое слово «андрос», что значит «мужчина», «человек». Греческим также является по происхождению имя Петр, означающее «камень». Согласно библейскому преданию, святые апостолы Андрей и Петр были братьями и учениками Христа.
Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что, услышав проповедь Иоанна Предтечи об Иисусе Христе, первый последовал за ним. По преданию, именно Андрей с проповедью Евангелия дошел до Киевских гор и водрузил там крест, предсказав распространение христианства на Руси. Святой апостол Петр
Василий Великий Из греческого языка пришло имя Василий, в основе которого слово «базилеус», означающее «царь», «повелитель». Это имя получило распространение еще во времена греко-персидских войн. Позднее в истории православия встречаем немало святых с именем Василий, которые, будучи верными последователями православной веры, пострадали за нее во времена гонений на христиан.
Среди имен, пришедших из греческого языка, есть и такие, которые имеют два корня. Так, имя Николай состоит из двух слов – «ника» и «лаос» и переводится как «победитель народов». Николай Чудотворец - любимый и особо почитаемый на Руси святой. Николай- второй после Бога заступник. Он покровитель земледеления и скота, хозяин земных вод, заступник от бед, помощник мореплавателей и путешественников. Моряки во время бурь на водах выносили чудотворный образ св. Николая на палубу и молили о своем спасении. Николай Чудотворец
Георгий Победоносец

Так же, как предыдущее, имя Георгий состоит из двух корней и буквально переводится как «земледелец» («гео» – земля, «эргон» – работа). В русском языке можно найти варианты этого имени – Егор и Юрий. Святой Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам за веру во Христа. Но он не отрекся от своей веры и был казнен. Было ему всего 30 лет. Это был римский храбрый и мужественный воин. Он открыто исповедовал христианство и своей твердой верой обратил ко Христу многих людей. Называется Победоносцем за терпение и мужество, с какими он победил все страдания.

В православной церкви святой великомученик Георгий почитается хранителем земли русской, покровителем полей и плодов земных. Он был ангелом и покровителем великих строителей русской государственности, русской военной мощи, русского воинства.

А вот, казалось бы, исконно русские имена Иван и Мария произошли от еврейских слов. Так, старинная форма имени Иван –Иоанн - означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). В святцах указаны 63 святых с этим именем (Иоанн Предтеча, мученик Иоанн Литовский, Иоанн Новый, Иоанн Валах и другие). Иоанн Предтеча
Икона Владимирской Богоматери

Имя Мария в оригинале звучит, как Мириам, что в переводе означает «горечь», но есть и другие версии перевода – «любимая», «упрямая». Наиболее известной его обладательницей была пресвятая Дева Мария, Мать Иисуса Христа.

Еврейское происхождение и у имени Анна. В переводе оно означает «благодать». Согласно библейскому сюжету, именно так звали мать Девы Марии. Впрочем, не менее известна праведная Анна - пророчица, встретившая вместе со старцем Симеоном в Иерусалимском храме младенца Христа, когда ей было 84 года.

Святая Анна

Что в имени тебе моем?...

В средневековье считалось, что имена призваны магически «влиять» на судьбу человека, дарить ему силу, отвагу, победу и покровительство богов. В традиционных культурах знали и умели пользовать именами. Имя – это подарок новорожденному, поэтому им нельзя было пренебрегать. Вот некоторые особенности наших имен.

Считается, что имя Николай дает человеку здоровье. Среди окружающих Николая отличает сила, активность и смекалка. Трудности  он преодолевает самостоятельно, без посторонней помощи. В Николае сочетаются  веселость и строгость, легкость и жесткость.

 А в  Анне с раннего детства проявляется ее главное качество - доброта. Анна отдает себя выбранному делу  полностью, не заботясь  о материальной стороне дела.  

Имя Андрей  обладает столь сильной энергетикой, что ее с лихвой хватает на всех в мире Андреев. Андрей-весельчак, Андрей-балагур, которому удача, кажется, сама идет в руки, -  все это привычные образы, сложившиеся в народном сознании.

Василий — человек светлый, душа нараспашку. Каким бы делом он ни занимался, все делает в удовольствие. Он спокоен,  с людьми открыт, доброжелателен, с каждым находит общий язык.

Имя Иван настолько глубоко вошло в русскую культуру, что стало олицетворением русского характера. Иванушка-дурачок и Иван-царевич – неизменные персонажи русских народных сказок. Считается, что имя Иван дает уживчивый характер, глубокий ум. 

Мария щедро разливает вокруг себя тепло, вокруг которого греются жаждующие ласки, внимания и заботы.

Георгии в жизни  несколько замкнуты, нелюдимы. Порой им не слишком везет, хотя они талантливы, стремятся достигнуть цель.

Одаренность и трудолюбие – характеризует человека с именем Петр. Правда, он еще бывает музыкально одаренным, обладает неплохим голосом. Петр нередко раздражается, однако в целом к людям относится по-доброму, всегда готов прийти на помощь.

 

Егорий - с теплом, а Никола - с кормом.

Люди издавна наблюдали за жизнью природы, обращали внимание на взаимосвязь различных явлений в окружающем мире. Так  из глубины веков дошел до нас народный календарь природы, в котором мудрость поколений нашла отражение в приметах, пословицах, поговорках.
С приходом на Русь христианства заметное место в календаре заняли имена святых, мучеников, библейские события. Постепенно народное сознание соединило воедино календарь природы и православные праздники. Так появился этот уникальный календарь.
Начало нового года – весна, месяц март. С него мы и начнем наш небольшой обзор православного русского календаря.

9 марта на Руси отмечается день обретения главы Иоанна Крестителя, Этот день в народе связывают с поведением птиц. Если дятел стучит в марте - будет поздняя весна; синица запела - будет тепло; зяблик свистит - к ненастью, к холоду.

А 14 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, говорили: «Марья половодье начинает». Если в этот день разольется полая вода - будет много травы и хороший покос. Если лед сходит быстро, то год будет легкий, удачливый.

25 апреля – день святого Василия Парийского. В народе этот день считается лесным праздником: медведь встает и выходит из берлоги, зайцы бегают днем. «Василий Парийский землю парит», -говорили на Руси.

Еще один народный праздник – Георгий Вешний - отмечался 6 мая. На Руси почитались два Георгия: 6 мая и 9 декабря. «Один - голодный, другой - холодный». В народе говорили: «Теплый Егорий весну начинает, а Илья (2 августа) лето кончает». «Юрий на порог весну приволок». Бытовала и такая примета, связанная с этим днем: «Услышишь первый раз кукушку - хватайся за кошелек, чтобы весь год деньги водились»…

А вскоре после Егория отмечался Николин день. Не случайно родилась поговорка: «Егорий - с теплом, а Никола - с кормом». Отмечался Никола Вешний 22 мая и считался мужским праздником. Издавна почитали Николу как покровителя лошадей. Поэтому в этот день парни в первый раз ехали в ночное.

Среди летних праздников можно выделить 7 июля, когда отмечается Рождество честного славного Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя. Этот день называют Ивановым днем, или Иваном Купалой. В народных верованиях он слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил такое название. Праздник отмечается ночью с кострами, прыганием через них - на счастье, песнями до самой ясной зари.

Иван-да-Марья

Важную роль в купальском обряде играет такой цветок, как иван-да-марья. Его собирали в ночь перед Ивановым днем, раскладывали в поле на заре, чтобы утренняя волшебная заря окропила цветы, дав целебные чудодейственные силы. В народе верили, что если эти цветы вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому, потому что ему будет казаться, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

Георгин
Анютины глазки Летом распускаются и другие цветы, соединенные в народном сознании с русскими именами. Это нежные анютины глазки и полевые васильки, ярко-красные георгины и неяркий петров крест.. Василек
Петров крест Впрочем, об имени Петр напоминает и трава петрушка, особо ценимая в народе за свои целебные свойства. Петрушка

12 июля - день памяти св. апостолов Петра и Павла, или Петров день. Это большой церковный праздник, совпадающий с древнейшим языческим праздником - Ярилиным днем, или днем палящего солнца. После него в природе начинается поворот к осени. В народе говорили: «Придет Петрок - сорвет листок, а Илья придет - и по два сорвет». «Петр-Павел час убавил». В Петров день самый разгар зеленой страды - сенокоса. Ставят стога. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу». Коли на Петров день дождь, то сенокос будет мокрый. Петров день – это еще и конец Петровского поста, день ярмарок и гулянья. В этот день ходят в гости, принимают родственников. «У мужика то и праздник, что Петров день», - говорили в народе. Заметили, что в этот день перестают петь соловьи: «Соловьи поют до Петрова дня и замолкают, кукушка перестает куковать - ячменным колоском подавилась».

7 августа отмечается Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В народном календаре этот день называется Анной Летней. Существует примета : какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря.

Одним из почитаемых народных праздников осени стал день Усекновения главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, отмечаемый 11 сентября. Этот день завершает лето. В народе говорили так: «Иван Постный пришел, лето красное увел». «С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана». «Иван Постный - осени отец крестный». Если с Ивана Постного журавли потянули на юг, то осень будет короткая, а зима - ранняя.

9 декабря в народе отмечается Юрий Зимний. Этот день вошел в историю поговоркой: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что связано с крепостным правом на Руси. В старину крестьяне имели право за неделю до Юрьева дня и в неделю после него свободно перейти от скупого и жестокого помещика к другом. В этот день ходили слушать вечером воду в колодце: коли тиха, не волнуется – и зима будет тихая, теплая. А если какое-то журчание слышится – ждать сильных морозов и вьюг.

Ходили воду слушать и 13 декабря, в день святого апостола Андрея Первозванного, а девушки молились о даровании им хороших женихов.

Особо чтимый в народе православный праздник - Никола Зимний – отмечается 19 декабря. В этот день смотрели, есть ли иней на деревьях. Если иней на Николу - к хорошему урожаю.

22 декабря - день памяти св. Анны, матери Девы Марии. Зовут этот день Анной Зимней, величают Анной Темной, потому что это самый короткий день в году и самая длинная ночь. Теперь, как говорится в пословице, пойдет «солнце на лето, а зима - на мороз».

13 января в народе называют «Васильев вечер», «Щедрый вечер». В Васильев вечер бывали святочные гадания, колядки. А еще заметили, если Васильевская ночь звездиста - будет летом урожай ягод. Если в ночь ветер подует юга - год будет жаркий и благополучный; с запада - к изобилию молока и рыбы; с востока - к урожаю фруктов.

16 февраля - день праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, которые встретили младенца Иисуса Христа в храме. В народном календаре этот день называется починками. Починки - подготовка к весне. В народе говорили: «Семен с Анной сбрую чинят». «Семен и Анна расчиняй починки».

«За веру и верность!»

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец, построенный для императорской семьи в середине ХIХ века по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона. Большой Кремлевский Дворец
Георгиевский зал

Среди анфилады залов особенно выделяется Георгиевский зал дворца - один из самых красивых и впечатляющих. Он назван так в честь Ордена св. Георгия Победоносца, высшего и наиболее почитаемого ордена в русской армии. Орден был учрежден 9 декабря 1769 г. императрицей Екатериной 11 для награждения генералов и офицеров. Девиз ордена: "За службу и храбрость".

Георгиевский крест и Георгиевская медаль стали символами солдатской доблести и присваивались за победы на поле брани. В Георгиевском зале дворца расположены мраморные доски, на которых высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тыс. фамилий офицеров и генералов, удостоенных этой высшей военной награды.

Георгиевский Крест
Андреевский зал

Рядом с Георгиевским залом располагался Андреевский зал, объединенный ныне с Александровским в Зал Заседаний. Орден святого апостола Андрея Первозванного был учрежден Петром I. На ордене изображен крест с распятым на нем Андреем Первозванным. Девиз ордена - «За веру и верность».

Орден Андрея Первозванного

Тогда же царь Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота. Сегодня Андреевский флаг является главным корабельным кормовым флагом Российского Флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, образующими диагональный крест, который называется Андреевским. Этот крест и дал имя флагу.

 Андреевский флаг
 Орден Святой Анны Среди русских орденов выделяется Орден св. Анны. Этот орден учредил в 1735 году Гольштейн-Готторпский герцог Карл Фридрих в память умершей в 1728 году жены, дочери Петра I Анны Петровны. Орденом св. Анны награждали за боевые отличия. В частности, на рубеже столетий, во время знаменитых суворовских походов, солдаты получали в числе прочих боевых наград и Аннинские медали. Этими знаками отличия жаловали, если подвиг был массовым.
Имя святого Георгия связано не только с наградами. С княжения великого князя Дмитрия Донского Георгий Победоносец считается небесным покровителем российской столицы. С начала XV в. его изображение в образе юноши на белом коне, попирающем копытами змея, становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба, российского флага. В 1856 г. учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Сегодня изображение Георгия Победоносца есть на гербе и флаге города Москвы.  Герб и флаг Москвы

Облака – вокруг,

Купола – вокруг…

 

Так писала о Москве знаменитая русская поэтесса ХХ века Марина Ивановна Цветаева. Неслучайно Москву издавна называли городом, где «сорок сороков» церквей, воздвигнутых в честь святых угодников Божьих и чудотворцев.

Так одно из самых высоких строений – колокольня Ивана Великого в Кремле. Колокольня принадлежит церкви Иоанна Лествичника. По этому храму колокольня и получила свое название.

Колокольня Ивана Великого дала название Ивановской площади в Кремле. В старину выходили на эту площадь дьяки и зачитывали перед народом государевы указы. А чтобы все услышали, они громко кричали. Так и появилось в Москве выражение «кричать во всю Ивановскую», т.е. кричать очень громко.

Колокольня Ивана Великого
 Церковь Иоанна Богослова

В честь Иоанна Богослова был возведен храм в Бронной слободе. По нему и переулок стал называться Богословским.

Здание, в котором ныне размещен Музей истории и реконструкции Москвы, прежде было церковью Иоанна Богослова, что под вязом, так как около храма рос некогда могучий вяз.

 Храм Иоанна Богослова, что под вязом.
 Ивановский женский монастырь

Есть в Москве Малый Ивановский переулок. Своим названием обязан он Ивановскому женскому монастырю, основанному в ХVI веке. Предположительно, монастырь основан был по приказу Ивана III или матери Ивана IV Елены Глинской.

По приказу Петра 1, в честь победы русских войск в Полтавской битве возведен был храм Иоанна Воина, что на Якиманке.

Церковь Иоанна Воина, что на Якиманке
 Церковь Зачатия Анны, что в Углу

О праведной Анне напоминает и поставленная в конце Великой улицы церковь святой Анны. Вначале она именовалась «Зачатия Анны, что на Востром конце»: после постройки стен Китай-города, окруживших ее с двух сторон, получила свое второе наиболее употребительное название..

Храм Василия Блаженного

Одним из красивейших храмов Москвы по праву считается храм Василия Блаженного. Построенный по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани, он именовался Покрова, что на Рву. Здесь, на паперти собора, жил блаженный Василий, Христа ради юродивый. Здесь он умер и был похоронен в одном из приделов. По этому приделу впоследствии храм стали называть Василий Блаженный, а спуск к Москве-реке - Васильевским.

Церковь святого Георгия, что на Псковской горке И, конечно, в столице, которой покровительствовал святой Георгий Победоносец, были храмы и в честь этого святого. Один из них – храм Георгия, что на Псковской горке – находится в Китай-городе. Эта церковь воздвигнута была в ХVI в. при Иване Грозном и по главному престолу именуется Покрова Божьей Матери, что на Псковской горке.
Был в Москве и Георгиевский монастырь, упраздненный в начале Х1Х века. О нем напоминает современный Георгиевский переулок, что находится недалеко от Охотного ряда. А другой храм Георгия Победоносца был воздвигнут совсем недавно, в канун 50-летия Великой Победы, на Поклонной горе. Церковь святого Георгия на Поклонной горе
Высоко-Петровский монастырь

Есть в Москве старинная улица Петровка, которая начинается от Театральной площади. Свое название получила она по Высокопетровскому монастырю, основанному в Х1У веке в селе Высоком во имя апостолов Петра и Павла.

На территории монастыря есть церковь во имя митрополита Петра.

Набережные Москвы-реки также имеют свои названия, среди которых можно отметить Андреевскую набережную, названную так по Андреевскому монастырю, основанному в 1648 году и сохранившемуся до наших дней. Старейшей церковью, по которой монастырь получил свое имя, была церковь Святого Андрея Стратилата, принявшего мучения за веру Христову. Андреевский монастырь
Никола старый В честь святого Николая на Руси было воздвигнуто множество храмов. Так в Москве был основан приехавшими с Афона греками мужской греческий монастырь Никола Старый, или Никола Большая глава, в честь которого названа современная Никольская улица, начинавшаяся от Никольской башни Кремля.
В Никольском переулке, что располагается в Китай-городе недалеко от Никольского монастыря, есть храм, по которому переулок и получил свое название, – Никола Красный звон, или Никола у Красных колоколов. Храм получил такое название по необыкновенно красивому (красному) звону своих колоколов. Церковь Никола Красный звон
Храм Николая Чудотворца, что в Хамовниках Сохранилась в Москве и церковь Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Она располагается в начале современного Комсомольского проспекта, там, где в ХУII веке находилась Хамовная слобода и жили ткачи-«хамовники», изготовляющие льняные полотна и разные изделия из льна.
Воздвигались храмы в Москве и в честь Девы Марии, но об одном из них хочется рассказать подробнее. Это костел римско-католической церкви Во имя Непорочного зачатия Девы Марии. Фасад с ажурным резным порталом придает храму необычайную легкость, что делает костел одной из лучших построек такого рода не только в Москве, но и в России. Костел Во имя Непорочного Зачатия Девы Марии

 

Имя – это особое слово. Оно связывает каждого человека не только с родной культурой, но и с мировым общечеловеческим наследием, подчеркивает единство всех живущих на Земле.